Административное правонарушение деяние действие

Важный материал по теме: "Административное правонарушение деяние действие" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Административное правонарушение деяние действие

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Мотив правонарушения

Рассматривая правонарушение, понятие, признаки, виды его, необходимо также подробно разобрать и такой факультативный элемент его субъективной стороны, как мотив.

Мотив правонарушения – это те основания, поводы, которыми руководствовался правонарушитель. Мотивы можно квалифицировать в зависимости от тяжести преступления:

  • Антисоциальные (политического, насильственно-агрессивного, корыстного и корыстно-насильственного характера).
  • Социальные (анархо-индивидуалистического, эгоистичного плана).
  • Псевдосоциальные (связанные с интересами отдельных социальных групп, формируемые на ложной корпоративности, товариществе).
  • Протосоциальные (перерастающие из социально-положительных поводов в негативно-социальные, например, месть, ревность, превышение допустимой обороны при задержании преступника). Характеризуются высокой степенью эмоциональности, аффективности.

Чаще всего одни мотивы присущи умышленным правонарушениям (корысть, ревность, месть), а другие совершенным по неосторожности (эгоизм, хвастовство и т. д.). Основания для реализации правонарушения тщательно изучаются следствием, так как в зависимости от того, какого оно рода, может изменяться форма и степень наказания.

Понятие «правонарушение»

Что же такое правонарушение (понятие, признаки, виды его)? Правонарушение — это противоправное, виновное, антисоциальное действие, поведение, совершаемое дееспособными гражданами и влекущее за собой юридическую ответственность.

В отличие от аморального поступка, где при его реализации человек подвергается осуждению со стороны социума, за совершением правонарушения следует применение государством мер принуждения. Во втором случае такая форма воздействия на правонарушителей необходима, так как степень опасности для общества при преступлении намного выше, чем при аморальном поведении.

Большинство людей добровольно выполняют закон, в таких ситуациях принято говорить о правомерном поведении, которое является полной противоположностью правонарушения. Правомерное поведение позволяет обществу нормально функционировать, способствует его эффективному развитию и благополучию. Правонарушения же, напротив, дезорганизуют, пагубно влияют на все изменения в социуме и государстве.

Юридическое понятие и признаки правонарушения — это взаимосвязанные термины, так как первое формируется на основании второго. Рассмотрение свойств правонарушения является своего рода подробным толкованием его определения.

Понятие, признаки, юридический состав правонарушения являются основными категориями, которые необходимо детально разобрать для полного понимания запрещенных законом деяний.

Виды правонарушения

Все правонарушения можно классифицировать по различным признакам. Если рассмотреть отдельно правонарушение и преступление (понятие, признаки), то можно сделать вывод о том, что преступление — это один из видов правонарушения, который регулируется уголовным законодательством. В данном случае классификация производится по степени опасности поступка. Преступление может подразделяться, в свою очередь, на подвиды по уровню своей тяжести.

Еще одной формой правонарушения является проступок — это правонарушение, которое, напротив, не предусмотрено Уголовным правом РФ, представляющее собой менее опасное противоправное деяние, чем преступление. Данный вид в зависимости от степени и характера наносимого вреда и специфики соответствующих санкций делится на проступок:

  • административный (нарушающий в основном порядок государственного управления: нарушение ПДД, противопожарной безопасности и т. п.);
  • дисциплинарный (несоблюдение служебной, трудовой или учебной дисциплины);
  • гражданский (невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств, заключение незаконных сделок, причинение имущественного вреда).

В некоторых источниках встречается деление правонарушений в зависимости от того к какой отрасли права они относятся, в соответствии с какой из них предполагается наказание. К таковым относятся, например, уголовное преступление, административные, налоговые правонарушения. Понятие и признаки их хотя и имеют много общего, но все же отличаются друг от друга.

Особенности каждого вида противоправных деяний, как правило, закреплены в соответствующих Кодексах и других законодательных актах. Например, понятие и признаки налогового правонарушения закреплены в НКРФ, особенности нарушения административного права — в КоАПРФ и т. д.

Административное правонарушение

Понятие и признаки административного правонарушения закреплены в КоАП РФ. В соответствии с данным источником, административное правонарушение – это противоправное деяние, с наличием вины, за которое соответствующий кодекс предусматривает административную ответственность.

Административное наказание может понести человек, достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет. В исключительных случаях граждане в возрасте 16-18 лет могут быть освобождены от такового с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Избежать наказания могут и совершеннолетние лица в ситуациях, когда правонарушение было незначительным. Суд или должностное лицо может принять решение просто вынести устное предупреждение.

Читайте так же:  Административный штраф за распитие как оплатить

Помимо минимального возраста, которого должен достичь человек для привлечения к данному виду ответственности, правонарушитель должен быть вменяемым.

Понятие и признаки административного правонарушения идентичны общему определению и свойствам правонарушения, за исключением одного специфического признака данного вида нарушений. К особенному свойству административного правонарушения относится привлечение лица, его совершившего, именно к административной ответственности.

Причинение вреда в положении крайней необходимости не является административным правонарушением. То есть если для ликвидации опасности, которая напрямую угрожает личности или ее правам и эту опасность невозможно устранить иными способами, причиняется ущерб меньший, чем предотвращенный вред.

Состав правонарушения

Состав правонарушения представляет собой обязательное наличие четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объект — это социальные отношения или явления окружающего мира, социальные и личностные ценности, которые охраняются правом, то, чему наносится вред в результате совершения злодеяния.

Объективная сторона правонарушения — это само действие, причинная связь между ним и наступившими неблагоприятными последствиями. Дополнительными элементами объективной стороны являются время, место, способ, орудие и обстановка совершения правонарушения.

Субъект — это нарушитель закона, физическое или юридическое лицо. В том случае, когда правонарушение осуществляется отдельным гражданином, речь идет об индивидуальном субъекте, если же группой граждан, то о коллективном субъекте. Человек, совершающий проступок или преступление, должен быть вменяемым и достигшим соответствующего возраста.

Субъективная сторона правонарушения – это отношение лица, реализовавшего злодеяние, к своему поступку и к его последствиям, т. е. наличие вины.

Цель правонарушения

Цель правонарушения – это понимание правонарушителем результата совершаемого действия, представление о нем.

Выявление цели противоправного деяния — также очень важный момент в процессе судопроизводства. В некоторых случаях ее наличие является обязательным элементом субъективной стороны преступления, т. е. ее отсутствие уже не позволит привлечь нарушителя к уголовной ответственности. Но иногда неимение цели просто свидетельствует о социальной запущенности личности обвиняемого.

Цель и мотив правонарушения очень похожи, их трудно отличить. Первая разнится со вторым тем, что она определяет вектор направленности действий, цель — это представление об итогах, к достижению которых стремится правонарушитель, а мотив – это то, чем он руководствуется, совершая злодеяние.

Признаки правонарушения

Признаками правонарушения принято считать следующее:

После того как понятие и признаки правонарушения рассмотрены, можно обратить внимание на существующие виды противоправных деяний.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.
Читайте так же:  Совершенствование муниципального финансового контроля

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Источник:

Административное правонарушение деяние действие

обед с 12.00 до 12.48

прием заявлений не осуществляется

прием заявлений не осуществляется

График личного приема граждан в Славгородском городском суде Алтайского края

Председатель суда Косых Сергей Иванович (2 этаж кабинет № 28)

Архив суда (через заместителя начальника отдела делопроизводства и судопроизводства Черкасову Ирину Юрьевну (2 этаж кабинет № 26)

Источник:

Административные правонарушения и административная ответственность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

К компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушение субъектов РФ, например Областной закон Ленинградской области от 02.07.03 № 47-оз (ред. 08.07.05) «Об административных правонарушениях», закон Санкт-Петербурга от 20.10.05 N 493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях», закон Санкт-Петербурга от 12.01.04 № 793-2 (ред. от 06.04.05) «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

Читайте так же:  Оплата административного штрафа образец платежного поручения

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно [29] или по неосторожности. [30] Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.
Малозначительность совершенного административного правонарушения Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием Ст. 2.9. КоАП РФ
Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Ст. 2.3. КоАП РФ
Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов) Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

· Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24. .5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

· Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2. КоАП РФ);

· Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (4.3. КоАП РФ).

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности Принципы административной ответственности
Воспитание правонарушителя в духе уважения законов Законность Презумпция невиновности
Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений) Ответственность за вину Целесообразность ответственности
Административное наказание правонарушителя Гуманизм Равенство всех перед законом
Защита интересов личности, общества и государства Индивидуализация мер ответственности Неотвратимость ответственности Гласность ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

· Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

· Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

· Административные правонарушения в области охраны собственности.

· Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

· Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.

· Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.

· Административные правонарушения в области связи и информации.

· Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

· Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

· Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).

· Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

· Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

· Административные правонарушения против порядка управления.

· Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

· Административные правонарушения в области воинского учета.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 — | 8184 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:

Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

В связи с тем, что сегодня во всем мире наблюдается всплеск неправомерного поведения, стоит подробно рассмотреть понятие и основные признаки правонарушения. Изучить виды и состав противоправных действий, формы ответственности за их совершение.

Ответственность за совершенные правонарушения

Рассмотрев понятие, признаки и состав правонарушения, можно перейти к формам и видам ответственности за их совершение. К таковым относятся: гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственности.

Гражданско-правовая ответственность — это способ воздействия принудительного характера, заключающийся в возложении на правонарушителя имущественных обременительных обязанностей, с целью восстановить имущественное состояние потерпевшего. Данный вид ответственности может носить договорной и внедоговорной характер.

Материальная ответственность — это долг одной стороны возместить материальный ущерб, причиненный другой стороне, при наличии между данными субъектами трудового договора. Как правило, это обязанность работника перед работодателем или работодателя перед работником.

Дисциплинарная ответственность — это наказание за совершение дисциплинарных проступков. Такая форма ответственности наступает только при нарушении трудовой дисциплины в рамках трудового законодательства.

Административная ответственность, а также само административное правонарушение (понятие, признаки, состав) рассмотрены отдельными главами данной статьи.

Уголовная ответственность – это форма юридической ответственности, которую несет правонарушитель за совершение преступлений. Данная форма обязательств самая строгая из всех вышеуказанных, так как наказания такого рода вменяются за самые тяжкие правонарушения.

Ответственность за совершение противоправных деяний не наступает в тех случаях, когда имели место необходимая оборона или крайняя необходимость, а также если лицо, совершившее злодеяние, было невменяемо.

Вина правонарушения

Как видно из вышесказанного, изучая правонарушение, понятие, признаки, состав, виды его, нельзя не заострить свое внимание на том, что такое вина, какой она может быть.

Различают следующие формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь, умысел может быть прямым и косвенным. Прямой умысел — это поведение правонарушителя, при котором он осознавал общественную опасность совершаемого поступка, предвидел и желал наступления пагубных результатов. А умысел косвенный — это действия человека, который также осознавал возможную опасность, но при этом не желал наступления вредных последствий или относился к итогу с безразличием.

Неосторожность – это форма вины, которая наступает в виде противоправной небрежности или противоправной самонадеянности. В первом случае правонарушитель не предполагает возможной опасности своих действий, не предвидит вреда в результате их совершения, хотя и должен их осознавать и предполагать. Во втором случае он предвидит возможность негативных итогов и осознает опасность, но безосновательно надеется на предотвращение их собственными силами.

Административная ответственность различных категорий лиц

Помимо разъяснения, что такое административное правонарушение (понятие, признаки, виды), КоАП содержит указания по поводу ответственности за его совершение для различных категорий лиц.

Военные, лица призванные на военные сборы, сотрудники Следственного комитета, ОВД, уголовно-исполнительных структур, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных учреждений, имеющие определенные звания, несут дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений. Исключения составляют нарушения, перечисленные в статье 2.5 КоАП РФ части 2.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав), совершенное иностранным лицом (предприятием), людьми без гражданства, не отличается от противоправных деяний остальных категорий лиц, за исключением одного нюанса: иностранцы, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции РФ, подлежат наказанию только после решения данного вопроса в соответствии с законами международного права.

Административное наказание могут понести владельцы транспортных средств или собственники земельных участков и объектов недвижимости в случае фиксации нарушений, связанных с использованием данного имущества, фото- или видеокамерами, работающими в специальном автоматическом режиме. Избежать данной ответственности такие лица могут, если докажут, что в момент правонарушения не они пользовались/владели транспортным средством, земельным участком или объектом недвижимости, при этом они не могли предотвратить совершение противоправного деяния.

Особенности административной ответственности для юрлиц:

  • в случаях если несколько организаций произвели слияние, а одно юридическое лицо из них ранее совершило правонарушение, наказание должно понести вновь созданное юрлицо;
  • в ситуациях, когда происходит раздел юридического лица на несколько, к ответственности привлекается то вновь созданное юрлицо, к которому соответственно с разделительным балансом перешли обязанности и права по сделкам или имуществу, явившимся объектом противоправного деяния;
  • при присоединении одного предприятия к другому наказание понесет присоединившее;
  • при изменении формы юридического лица, ответственность несет вновь возникшее.

Таким образом, выше были изложены понятие и признаки правонарушения, виды и состав этих противоправных деяний. Эти сведения необходимы для более отчетливого понимания данного весьма распространенного социального явления. Они позволяют проанализировать суть правонарушений, а значит, и выявить причины их совершения.

Источник:

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Диспозиция данной нормы сформулирована таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато. Если обстоятельства, исключающие производство по делу, будут установлены по начатому производству, то оно подлежит прекращению. При этом в постановлении должны быть приведены соответствующие мотивы, послужившие основанием к прекращению производства по делу*(1).

Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения.

В практической деятельности вышеуказанные понятия смешиваются и не всегда применяется правильное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении*(2).

Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден. Для подтверждения вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации*(3) либо что указанное правонарушение не совершалось.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит законодательного закрепления состава административного правонарушения, раскрывая лишь отдельные его признаки.

В то же время каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях*(5).

Читайте так же:  Штраф по административному правонарушению по номеру постановления

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава — субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как общественные отношения, охраняемые административным законодательством, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения).

К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, должностные лица, так и юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения отражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, определяемое как форма вины. Так, на основании ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К неосторожным относится правонарушение, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Можно ли не применять минимальный предел наказания при рецидиве преступлений, если установлены обстоятельства, смягчающие наказание виновного лица, не указанные в ст. 61 УК РФ, поскольку перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УК РФ, не является исчерпывающим?

Для ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, определение такого признака, как формы вины, имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния (во всех остальных случаях — может также учитываться при определении меры взыскания нарушителю). Кроме того, в зависимости от осознания лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия и отношения к наступившим последствиям выделяются составы правонарушений, которые носят формальный или материальный характер.

Применительно к юридическим лицам в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных законодательством правил и норм, но не были приняты меры по их исполнению. Из этой формулировки следует, что законодатель выделил два условия, позволяющих признать вину юридического лица:

1) наличие у него возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм;

2) непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Только совокупность этих условий может свидетельствовать о виновности юридического лица*(6).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение состава административного правонарушения: «Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания»*(7).

Следовательно, к административной ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава конкретного административного правонарушения, и отсутствие одного из элементов, входящих в структуру состава административного правонарушения, в обязательном порядке влечет за собой прекращение дела об административном правонарушении по основанию, закрепленному в п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Это может быть, например, недостижение лицом возраста привлечения к административной ответственности, невменяемость физического лица, ликвидация юридического лица, невиновное причинение вреда, совершение действий (бездействие), направленных на общественные отношения, не охраняемые законом или иным нормативно-правовым актом.

В заключение необходимо отметить, что исходя из положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является безусловным обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение дела (в т.ч. обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава правонарушения, виновности лица) по существу*(8).

Заместитель председателя Челябинского областного суда

Начальник отдела кодификации и систематизации
законодательства, обобщения судебной практики
Челябинского областного суда

*(1) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 756-757.

*(2) См., например, справку по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Челябинской области в течение 2006 года и 1-го квартала 2007 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 ч. 1 и ст. 19.7 КоАП РФ.

*(3) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 758.

*(4) См.: постановление Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. Дело N53-ад06-2.

*(5) Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Издательство «Щит-М», 2005. С. 12.

*(6) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 26.

*(7) Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении//Административное право и процесс, 2007, N 1.

*(8) См.: постановление Верховного Суда Российской федерации от 26.06.2006г. Дело N 81-ад06-3.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Текст статьи опубликован в журнале судейского сообщества Челябинской области «Принцип гласности» N 2 (12) 2007 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Административное правонарушение деяние действие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here