Административное право назначение административных наказаний

Важный материал по теме: "Административное право назначение административных наказаний" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Административное наказание

Понятие и цели административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

  • фактическим основанием выступает административное правонарушение;
  • применяется специально уполномоченными субъектами;
  • реализуется в установленном процессуальном порядке;
  • применяется посредством соответствующих мер;
  • вызывает наступление определенных правоограничений;
  • применяется для достижения определенных целей.

Цели административного наказания:

  1. специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);
  2. общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

Дополнительные основания классификации административных наказаний.

По юридическим свойствам: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания могут применяться только в качестве основных.

Административные наказания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

По уровню установления: устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), устанавливаемые на уровне субъекта РФ (предупреждение, административный штраф).

По характеру правоограничений: меры психического воздействия, устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), меры имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры по ограничению отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация), меры, оказывающие физическое воздействие (административный арест).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

По процессуальному порядку применения: меры, применяемые в административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые в судебном порядке (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).

По характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры, применяемые только к физическим лицам (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация).

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменном виде).

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
  3. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (назначается судьей).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (назначается судьей).

Лишение специального права — мера, применяемая к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, имеющему специальное право, грубо или систематически нарушающему порядок пользования этим правом в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП (назначаются судьей). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Виды специальных прав, которых может быть лишено лицо в порядке применения административного взыскания:

  1. право управления транспортным средством;
  2. право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
  3. право охоты.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (назначается судьей).

Читайте так же:  Смягчающие обстоятельства при назначении административного наказания

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (назначается судьей).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (назначается судьей).

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов, карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (налагается судьей).

Назначение административного наказания

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • личность виновного;
  • имущественное положение виновного;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • имущественное и финансовое положение юридического лица;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Давность привлечения к административной ответственности:

Порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности таков. Начало срока:

  • со дня совершения административного правонарушения;
  • со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении);
  • со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения).

Окончание исчисления срока – с момента вынесения решения о назначении административного наказания.

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений:

Источник:

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Согласно правилам ч. 1 ст. 4.1 административное наказание должно назначаться судьей, органом, должностным лицом в пределах, установленных:

1) нормами Особенной части КоАП (например, ст. 5.1 предусматривает наложение штрафа в размере от 1000 до 15 рублей, т.е. устанавливает верхний и нижний пределы административного наказания);

2) законами субъектов Российской Федерации (напомним, что в соответствии со ст. 1.1 и 3.2 они могут устанавливать только такие виды административного наказания, как предупреждение и административный штраф). При этом законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать КоАП.

Судья, орган, должностное лицо должны четко установить вид административного наказания, его конкретную меру, предусмотренную нормой закона, пределы административной ответственности и, наконец, соответствие тяжести правонарушения и назначенного наказания (в указанных выше пределах).

2. Анализ правил ч. 2 ст. 4.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) они императивны. Иначе говоря, судья, орган, должностное лицо обязаны (а не вправе) учитывать обстоятельства, прямо указанные в ч. 2 ст. 4.1. При этом в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать мотивы отклонения (или, наоборот, учета) тех или иных (из числа указанных) обстоятельств;

2) они применимы, когда наказание назначается физическому лицу: нет оснований руководствоваться правилами ч. 2 ст. 4.1, назначая административное наказание организации.

В практике возникает вопрос: учитываются ли обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 4.1, когда административное наказание назначается должностному лицу? Безусловно, учитываются;

3) они устанавливают, что при назначении административного наказания должны учитываться:

а) характер совершенного физическим лицом административного правонарушения (т.е. относится ли оно к малозначительным или нет, причинило ли оно существенный вред или иные неблагоприятные последствия, посягает ли административное правонарушение на такие важнейшие блага, как жизнь, здоровье, имущество и т.п.);

б) личность виновного (склонен ли он к совершению административного правонарушения или это явилось для него делом случайным, занимается ли трудом или ведет антиобщественный образ жизни и т.п.);

в) имущественное положение правонарушителя (работает ли он, имеет ли средства к существованию);

Читайте так же:  Решения по налогу на имущество организаций

г) обстоятельства, смягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

д) обстоятельства, отягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3). При этом в отличие от смягчающих обстоятельств (перечень которых закон оставил открытым) какие-либо иные обстоятельства (прямо не упомянутые в ст. 4.3) судья, орган, должностное лицо признавать отягчающими не могут.

3. Специфика правил ч. 3 ст. 4.1 состоит в том, что они:

1) касаются только юридических лиц (в т.ч. и иностранных);

2) не обязывают судью, орган, должностное лицо учитывать (при назначении административного наказания) личность виновного, поскольку это понятие неприменимо к юридическим лицам;

3) предписывают учитывать не только имущественное, но и финансовое положение юридического лица. Речь идет о том, имеет ли оно необходимые денежные средства (на счетах в банках, наличными), в т.ч. и в иностранной валюте, для того, чтобы исполнить административное наказание; о том, не повлечет ли административное наказание ликвидацию ЮЛ, неуплату налогов и сборов, невыплату зарплаты работникам и т.п. последствия.

4. Часть 3.1 введена в ст. 4.1 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 1 июля 2008 г. Она устанавливает, что при назначении административного наказания без составления протокола (см. об этом коммент. к ст. 28.6) может быть назначен лишь административный штраф (а не арест, не лишение специального права и т.д.). При этом назначается штраф в наименьшем размере (в пределах, предусмотренных соответствующей статьей КоАП).

5. Характеризуя правила ч. 4 и 5 ст. 4.1, нужно обратить внимание на то, что:

1) назначение административного наказания (с учетом положений ч. 1-3 ст. 4.1) само по себе не освобождает лицо от необходимости исполнить те обязанности, за неисполнение которых оно было подвергнуто административному наказанию. Речь идет как о физическом лице, так и о юридическом;

2) закон императивно запрещает привлекать лицо (в т.ч. и юридическое) к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Иначе говоря, если лицо уже было привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение, то повторно (второй, третий, пятый раз и т.п.) нельзя его привлекать к административной ответственности.

От этой ситуации следует отличать:

а) возможность применения к лицу наряду с основным административным наказанием также и дополнительное (см. коммент. к ст. 3.3);

б) административное наказание, которое наступает при совершении нескольких самостоятельных административных правонарушений (см. коммент. к ст. 4.4).

6. О судебной практике см. п. 18, 19 Пост. N 10; п. 21 Пост. N 5.

Источник:

Система административных наказаний

КоАП в главе 3 устанавливает систему административных наказаний. В настоящее время их 9:

I. Предупреждение — официальное порицание физического или юридического лица, предупреждение является мерой наказания только в том случае, если оно вынесено в письменной форме.

II. Штраф — денежное взыскание, выраженное в рублях, существует несколько способов исчисления штрафа:

1) в рублях, максимальный размер которого для граждан – 5 тысяч рублей, для д/л – 50 тысяч рублей, для юр лиц – 1 млн. рублей, штраф не м б менее 100 рублей ;

2) кратно стоимости предмета правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, при такой форме исчисления штраф не м б более 3хкратной стоимости предмета;

3) кратно сумме неуплаченных налогов, сборов, таможенных пошлин и др. обязательных платежей, не более 3хкратного размера;

4) кратно сумме выручки от реализации товара, работы или услуги, за календарный год, предшествующий году, в котором совершено административное правонарушение, размер не м б более ¼ общего объема выручки за предыдущий год.;

III.Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное изъятие, реализация, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию, назначается только судьей. Не м назначаться лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования.

IV. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — безвозмездное принудительное изъятие у собственника собственности РФ или субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей. Назначается судом. Не является конфискацией процессуальное изъятие оружия не у собственника и изъятие вещей, изъятых из оборота. Не м применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования.

V. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу — устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. назначается судьей. м устанавливаться на срок от 1 месяца до 3х лет. не применяется к инвалидам, управляющим транспортным средством в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии алкогольного опьянения, отказа от процедуры медицинского освидетельствования, оставления места ДТП.

VI. Арест – заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, в случаях совершения правонарушения в зоне проведения контртеррорестической операции арест м б увеличен на срок до 30 суток. Назначается судьей. Не применяется:

1) к несовершеннолетним;

2) беременным женщинам;

3) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;

4) инвалидам 1й и 2й групп.

VII. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранцев и апатридов за пределы РФ. Назначается судьей. Только в исключительных случаях м б назначена д/л-ми, ФМС. Не м применяться к военнослужащим иностранцам.

VIII. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права управлять юр лицом, быть его руководителем, и осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юр лицом. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3х лет. Назначается судьей.

IX. Административное приостановление деятельности – заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр лица, а также юр лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений. Применяется в случае, если дальнейшая деятельность м нанести вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, есть риск возникновения эпидемий. Устанавливается на срок до 90 суток. Наказание назначает только судья.

Читайте так же:  Кас рассмотрение дела в отсутствии административного истца

К юридическим лицам м применяться с 1 по 4 и 9 наказание. В качестве основных и дополнительных наказаний м применяться 3, 4 и 7-е. Из 9 видов наказаний только предупреждение и штраф м налагаться органами ИВ. Все остальные – только судом. 69.

Источник:

3. Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — это установленная государ­ством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нару­шенного права.

Административное право, предусматривая основания привле­чения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.

1. Предупреждение — это мера административного наказа­ния, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совер­шении административного правонарушения лицо.

2. Административный штраф — это принудительное денеж­ное взыскание с виновного в административном правонаруше­нии лица.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — это вид принудитель­ного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расхо­дов на его изъятие и реализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

4. Конфискация орудия или предмета совершения адми­нистративного правонарушения — это принудительное, безвоз­мездное обращение в федеральную собственность или собствен­ность субъекта Российской Федерации не изъятых из граждан­ского оборота вещей (данный перечень установлен законодатель­ством Российской Федерации). Конфискация производится толь­ко по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

5. Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу. Лишение физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:

а) охотников, для которых охота является основным и за­конным источником средств существования;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным зако­нодательством) .

6. Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда. Гуманность данного наказания осуществляется в том, что оно не применяется:

а) к беременным женщинам;

б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадца­ти лет;

в) к лицам до восемнадцати лет;

г) к инвалидам первой и второй групп.

е) гражданам, призванным на военные сборы,

ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства — это принудительное и контролируемое перемещение толь­ко иностранных граждан или лиц без гражданства через госу­дарственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

8. Дисквалификация. Это наказание предусматривает при­нудительное лишение физического лица права занимать руко­водящие должности в исполнительном органе управления юри­дического лица, в совете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться ар­битражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.

При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывает­ся характер совершенного правонарушения, личность виновно­го и его имущественное положение, обстоятельства, смягчаю­щие или отягчающие административную ответственность, и так далее.

Административное право вводит элемент принципа закон­ности. То есть никто не может нести административную ответ­ственность дважды, за одно и то же административное правона­рушение.

Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении ад­министративного правонарушения лицо должно быть привле­чено к административной ответственности. Общий срок уста­новлен в течение двух месяцев, а за административные право­нарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента соверше­ния административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.

Источник:

32. Назначение административных наказаний.

Кодекс об Административных Правонарушениях от 30.12.2001

Статья 3.1. Цели административного наказания. 1. АН – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. АН не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Читайте так же:  Механизм привлечения к административной ответственности

Статья 3.2. Виды административных наказаний 1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие АН:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета админ-ого правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5)лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

7)административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

2. В отношении юридического лица могут применяться АН, перечисленные в пунктах 1 — 4 части 1 настоящей статьи.

Общие правила назначения АН (Глава 4 КоАП)

АН назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

При назначении наказания физ. лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания юр. лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Назначение АН не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой АН было назначено.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие АО:—раскаяние лица, совершившего админ. правонарушение;

—предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

—совершение админ. правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

—совершение админ. правонарушения несовершеннолетним;

—беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими другие обстоятельства.

Обстоятельства, отягчающие АО:—1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного админ. правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось АН, по которому не истек срок (1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания)

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение админ. правонарушения;

4) совершение админ. правонарушения группой лиц;

5) совершение админ. правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение админ. правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие АН, в зависимости от характера совершенного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Назначение АН за совершение нескольких правонарушений:

При совершении лицом двух и более админ. правонарушений наказание назначается за каждое совершенное.

Если лицо совершило несколько админ. правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Источник:

Вопрос 3. Общие правила назначения административных наказаний

Именно так звучит название статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой указывается, что наказание налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Назначение наказания – наиболее ответственный момент производства по делам об административных правонарушениях. Орган административной юрисдикции всегда должен учитывать, что только справедливое и правильно избранное административное наказание способно обеспечить достижение своей цели – предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общими правилами (принципами) назначения административного наказания являются: законность, справедливость, гуманизм. Нельзя отрицать значение и других принципов административного права при решении вопросов о назначении административного наказания, например принципа равенства перед законом, принципа вины.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. А для юридического лица — характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Характер правонарушения определяется степенью его общественной опасности, причинением вреда, его размером, способом совершения правонарушения, длительностью и интенсивностью противоправного поведения и другими обстоятельствами.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Не менее важным для применения справедливого наказания является учет факторов, характеризующих личность нарушителя, его поведение, трудовую деятельность, возраст, состояние здоровья, наличие судимости или административного наказания и т.п. На меру наказания влияет степень, форма вины правонарушителя (умышленно совершено правонарушение или по неосторожности). Принимается во внимание и имущественное положение правонарушителя (размер заработной платы, иных доходов, наличие детей, находящихся на его иждивении и др.).

Согласно ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:

раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Этот перечень не является исчерпывающим. Законодательством РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ и законах субъектов РФ.

К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административное правонарушение, ст. 4.3 КоАП РФ относит:

продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ;

Читайте так же:  В какую налоговую подавать декларацию на вычет

вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

совершение административного правонарушения группой лиц;

совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Этот перечень, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств, является исчерпывающим. Юрисдикционный орган вправе самостоятельно не признать то или иное обстоятельство в качестве отягчающего.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ст. 4.4 КоАП РФ). Однако исключением из этого правила являются случаи, когда лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции (установленной за более серьезной нарушение).

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. За совершение ряда административных правонарушений (нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе и др.) этот срок может быть увеличен до одного года со дня совершения административного правонарушения.

Если лицо, подвергнутое административному наказанию, в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

Итак, в соответствии с законом наказание налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершение правонарушения.

Возникает вопрос о том, возможна ли замена одного наказания другим, например, в случае уклонения от исполнения или невозможности исполнения ранее наложенного. На сегодняшний день законодательство отрицательно отвечает на вопрос.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, юрисдикционный орган вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. При наличии спора вопрос решается в порядке гражданского судопроизводства.

Завершая рассмотрение вопроса, следует сказать, что существует ряд особенностей, касающихся наложения административных наказаний на отдельные категории лиц. Этих субъектов можно определить как субъектов с особым административно-правовым статусом в сфере административной ответственности.

Прежде всего, к ним относятся военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно — исполнительной системы, органов госнаркоконтроля и таможенных органов и др. несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях.

К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Особый статус имеют судьи, к которым, в соответствии со ст. 16 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” не может быть применена административная ответственность.

В ст. 98 Конституции РФ указано, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий. Федеральный закон РФ от 8 мая 1994 г. “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” в ст. 18 устанавливает, что депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или досмотру без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Если же учесть ограничения в применении отдельных видов административных наказаний к определенным категориям граждан (например, беременные женщины, инвалиды и т.д.), то можно с уверенностью сказать, что имеется ряд субъектов, на которых административные наказания налагаются в особом порядке.

В завершение отметим, что наложение административного наказания оформляется письменно в процессуальном документе, называемом постановлением по делу об административном правонарушении. Содержанию этого документа посвящена ст. 29.10 КоАП РФ.

В качестве вывода по рассматриваемому вопросу подчеркнем, что наложение административного наказания есть акт государственного воздействия на правонарушителя и одновременно процедура, подчиняющаяся установленным правилам, целью которой выступает определение вида и пределов ограничений, которые будет претерпевать нарушитель. Принятие решения о наложении административного наказания юрисдикционным органом — это ответственный и сложный шаг, при реализации которого необходимо:

во-первых, достичь цели наказания, что может быть осуществлено лишь при правильном выборе конкретного и наиболее эффективного вида административного наказания;

во-вторых, соблюсти принципы административного наказания (законность, целесообразность).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Административное право назначение административных наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here