Административно юрисдикционное дело

Важный материал по теме: "Административно юрисдикционное дело" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Административно-юрисдикционные производства

Административная юрисдикция и ее принципы

Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции

1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.

2. Принцип уполномоченности. Когда производство дела об административном правонарушении осуществляет только уполномоченный на эти действия конкретное должностное лицо. Так, уполномоченность составления протокола (возбуждение дела об административном правонарушении) определяется непосредственно федеральный орган исполнительной власти. Например приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизировано сотрудники ОВД

Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое закреплено в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».

Регулирование административных правонарушений

Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административно-правового спора

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Функции административной юрисдикции

Охранительная функция состоит в ее принадлежности к правоохранительной деятельности. Юрисдикция самим своим назначением призвана к осуществлению данной функции.

Регулятивная функция – юрисдикция в форме правоприменительной деятельности принимает участие в индивидуальном правовом урегулировании. Она исполняет функционал регулятора при помощи перевода нормативных предписаний в реальные субъектные действия, в правовые отношения.

Воспитательная функция – весь процесс направлен на воспитание уважения к действующему законодательству. Исходя из этого, важным значением обладает четкая и правильная культура и организация административного разбирательства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник:

Административно-процессуальное право

Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства

Понятие и принципы административной юрисдикции

Административная юрисдикция — это процессуальная деятельность судей, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения административно-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

  • претензии участников административно-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;
  • инициатива субъекта административной юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности);
  • инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Административно-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. принципе законности;
  2. принципе компетентности;
  3. принципе процессуального равенства сторон административно- юрисдикционного процесса;
  4. принципе соблюдения интересов государства и личности;
  5. принципе доступности и гласности административного производства для всех его участников;
  6. принципе состязательности при осуществлении административного производства.

Формой выражения административной юрисдикции является административное производство. Административное производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Существуют следующие виды административных производств:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения;
  • исполнительное производство;
  • дисциплинарное производство по нормам административного и административно-процессуального права;
  • производство по жалобам граждан;
  • согласительное производство.

Производство по делам об административных правонарушениях . Производство по делам об административных правонарушениях — это процесс, который состоит из последовательности процедур по рассмотрению административных дел, вынесению и исполнению решений по ним.

Основанием производства по делам об административных правонарушениях являются:

  • совершение правонарушения (материальное основание) и составление протокола об этом компетентным органом (процессуальное основание);
  • возникновение ситуации административного спора в связи с постановлением органа административной юрисдикции (материальное основание) и принесение жалобы или протеста на постановление органа административной юрисдикции, рассмотревшего дело по первой инстанции (процессуальное основание).
Читайте так же:  Налог на дарственную недвижимость для родственников

Производство по делам об административных правонарушениях делится на: (а) процедурную стадию, т.е. совокупность процессуальных действий, предшествующих наложению административного наказания на правонарушителя уполномоченным органом; (б) исполнительную стадию, которая представляет собой производство по наложению того или иного вида административного наказания и производство по исполнению постановления суда в части возмещения имущественного ущерба.

Производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения . Данное производство состоит из:

  1. стадии решения вопроса о применении мер административного пресечения или административно-предупредительных мер;
  2. стадии применения мер административного пресечения или административно-предупредительных мер и процессуальное оформление такого применения;
  3. стадии обжалования применения указанных мер.

Согласительное производство — это разрешение административно-

правовых споров между субъектом Российской Федерации и федеральной властью, между субъектами Российской Федерации, между органами отраслевого и территориального управления Российской Федерации, между органами отраслевого и территориального управления субъектов Российской Федерации. Основой согласительного производства является процедура применения согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции Российской Федерации.

Статья 85. Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Административное производство по жалобам граждан . Административное производство по жалобам граждан — это порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных административных дел спорного характера на основании поданной гражданином жалобы и в интересах защиты его прав и интересов в сфере государственного управления.

Заявление жалобы является способом защиты и восстановления нарушенных прав граждан, предусмотренным конституцией.

Статья 33. Конституции Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Жалоба, подаваемая в органы государственного управления, порождает административно-правовой спор, в основе которого лежит претензия заявителя жалобы о том, что его права или законные интересы нарушены правовыми актами или действиями органов исполнительной власти или их должностными лицами.

Стадии административного производства по жалобам граждан:

  1. возбуждение производства по жалобе;
  2. установление фактических обстоятельств дела по жалобе;
  3. рассмотрение жалобы по существу и принятие по ней решения;
  4. обжалование или опротестование решения по жалобе;
  5. исполнение решения по жалобе.

Дисциплинарное производство . Дисциплинарное производство — это порядок совершения действий уполномоченных субъектов, направленных на привлечение лиц, виновных в совершении правонарушения в виде дисциплинарного (служебного) проступка к дисциплинарной ответственности путем применении к лицам, совершившим данное правонарушение, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий.

Пример дисциплинарного (служебного) проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность заключается в претерпевании лицами, совершившими дисциплинарный проступок, лишений и ограничений личного либо имущественного характера.

Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В данный период времени не включается время болезни работника (государственного служащего) или пребывания его в отпуске.

Источник:

Административная юрисдикция

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Формы и виды

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.
Читайте так же:  Штраф за отсутствие регистрации квадрокоптера

Понятие административной юрисдикции

Административная юрисдикция, по существу, является подведомственностью рассмотрения дел об административных правонарушениях, которая закреплена третьим разделом КоАП РФ, а также рассмотрения и урегулирования управленческих споров, в необходимых ситуациях восстановления нарушенных прав и применения к виновным санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, в порядке и на основании, которые определены:

  • законами субъектов РФ;
  • федеральными нормативно-правовыми актами.

Цель административно-юрисдикционного процесса

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Разновидности органов, в юрисдикцию которых включено рассмотрение административных дел

Кодекс об административных правонарушениях определил три главных разновидности органов и должностных лиц, которые уполномочены на рассмотрение дел этой категории. К ним относятся:

  • судьи, мировые судьи;
  • коллегиальные правовые органы при городских, районных, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав этой группы населения;
  • федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, учреждения и территориальные органы, а также другие органы государства в соответствии с их задачами, полномочиями и функциями, которые возложены на них федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами Правительства либо Президента РФ.

Органы административной юстиции – это должностные лица и органы, которые уполномочены заниматься рассмотрением дел об административных правонарушениях (жалобы граждан).

Система органов административной юстиции устроена по территориально-отраслевому принципу.

Согласно КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются:

  1. Судьями;
  2. Комиссией по делам несовершеннолетних;
  3. Федеральными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями (полиция);
  4. Учреждениями и участково-исполнительной системы;
  5. Органами, осуществляющими федеральный надзор и государственный надзор за оборотом драгоценных камней;
  6. Органами исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им соответствующих полномочий.

Особенности административной юрисдикции

Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Особенности административной юрисдикции

Административная юрисдикция представляет собой специфическую отрасль, занимающуюся урегулированием конфликтов либо споров административно-правового характера.

Особенностью ее можно считать тот факт, что подобную юрисдикцию нужно оценивать с правовой стороны спора меж сторонами. Это и будет главным критерием, обеспечивающим законное и справедливое разрешение спора. Еще одной особенностью считается необходимость использования мер дисциплинарного или административного взыскания к виновной стороне.

По результату рассмотрения всех особенностей административной юрисдикции, нельзя не отметить следующий факт, что подобная юрисдикция образуется во внесудебном порядке, и требует урегулирования споров, в установленном законом порядке.

Виды административно-юрисдикционных производств

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:

  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.
Читайте так же:  Не пришел налог на недвижимость что делать

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.
  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.

Источник:

Административная юрисдикция

Особенности административно-юрисдикционного процесса

Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;

2) содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;

субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;

отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности;

цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Реализация функций административной юрисдикции

Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

принято считать ее предмет. Понятие метода означает путь, прием, который помогает достичь желаемых целей.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Основные черты административной юрисдикции

Административная юрисдикция в своем основании содержит рассмотрение и урегулирование дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административных правовых спорах в порядке и объеме, которые определенны административными процедурами и административно-процессуальными нормами.

Сторонами административно-правовых споров могут являться органы исполнительной власти, к примеру, споры разнообразных субъектов РФ либо споры между субъектом РФ и Федеральным органом исполнительной власти. При разрешении подобных споров Президент РФ может применить согласительные процедуры.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Читайте так же:  Дача ложных показаний статья административного кодекса наказание

В базисе административно-правовых споров традиционно пролегает правовое урегулирование должностным лицом, уполномоченным органом индивидуальных споров, которые по своей природе обладают субъективным характером, то есть таких, когда одна сторона делает попытки по восстановлению либо защите своего субъективного или так называемого мнимого права, либо возможно ущемленного интереса.

Порядок и правила рассмотрения и урегулирования процедурных, административно-правовых, (в целом управленческих) дел и споров об административных правонарушениях регламентируются административно-процессуальными правовыми нормами.

Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения — в процессе государственно-властной деятельности они формируют базис для особенных административно-правовых отношений.

В некоторой мере административная юрисдикция является взаимосвязанной и взаимозависимой совокупностью разновидностей административных производств, которые обладают некой целостностью в последовательности порядка реализации стадий производства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Административная юрисдикция обладает своими специфическими особенностями по уполномоченным субъектам, которые ее осуществляют.

Административная юрисдикция, помимо этого, реализует широчайший диапазон правоохранительных функций в различных правовых отраслях (жилищных, финансовых, водных, земельных, трудовых и пр.).

Принципы административной юрисдикции

Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.

Источник:

Административно-юрисдикционный процесс

Административно-юрисдикционный процесс это элемент (разновидность) административного процесса, определяемый как вид административно-процессуальной деятельности, регламентирующий правоприменительную деятельность юрисдикционного, принудительного характера широкого круга субъектов исполнительных органов публичной власти по разрешению споров, реализации санкций и защите регулятивных правоотношений с применением мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. При этом принято выделять следующие виды административно-юрисдикционных производств: исполнительное производство; дисциплинарное производство; производство по административно-правовым жалобам и спорам и производство по делам об административных правонарушениях.

Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий . В. В. Степанюк . 2010 .

Источник:

Понятие и виды административно-юрисдикционного производства

Понятие и виды административно-процедурноого производства.

Основное отличие административно-процедурного производства от административно-юрисдикционного состоит в том, что административно-процедурное производство не имеет целью применение принудительных мер административного характера, здесь, как правило, отсутствует правовая оценка поведения сторон. Результатом этого производства является обеспечение эффективной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также осуществление прав физических и юридических лиц, т.е. осуществляется позитивная управленческая деятельность.

Рассмотрим некоторые из видов административно-процедурных производств.

1. Производство по принятию правовых актов управления. Этот вид производств используется в деятельности органов исполнительной власти при осуществлении ими управленческой деятельности.

2. Регистрационное производство. Под регистрацией понимается акт официального признания прав или законности соответствующих действий физических и юридических лиц. Законодательством Российской Федерации предусматриваются различные виды регистрации: регистрация юридических лиц, общественных объединений, религиозных организаций, граждан по месту жительства и месту пребывания, транспортных средств, прав на недвижимое имущество, нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

3. Лицензионно-разрешительное производство. К лицензируемым видам деятельности на территории Российской Федерации (видам деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии) относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Такими видами деятельности являются следующие: биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность и другие.

Административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности.

Можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:

— производство по жалобам;

— производство по делам об административных правонарушениях;

Производство по жалобам направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших жалобу, в сфере административного права. Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Производство по делам об административных правонарушениях определяется нормами КоАП и является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами.

Дисциплинарное производство заключается в применении к государственным служащим, совершившим правонарушение в виде должностного проступка, дисциплинарных взысканий, предусмотренных правовыми нормами. При этом под должностным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:

Производство по делам об административных правонарушениях как вид административной юрисдикционной деятельности

Дата публикации: 11.11.2019 2019-11-11

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Бойкова Н. А. Производство по делам об административных правонарушениях как вид административной юрисдикционной деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 70-71. — URL https://moluch.ru/archive/283/63851/ (дата обращения: 17.02.2020).

Ключевые слова: административный процесс, исполнительная власть, дело, административно-процессуальная деятельность, государственная власть, государственное управление.

Для уяснения смысла понятий «производство по делам об административных правонарушениях» и его соотношение с понятием «административно-юрисдикционной деятельностью» стоит выяснить значения таких понятий как «административно-юрисдикционная деятельность», «административный процесс». Среди ученых-административистов очень много разных мнений о смысле данных понятий и взаимосвязи между ними.

Читайте так же:  Виды решений по административным делам

Разность в понимании термина «административная юрисдикция» появляется от того, что одни ученые видят юрисдикцию как неподвижное явление, как комплекс определенных функций органов или должностных лиц по рассмотрению и разрешению определённых категорий дел (В. В. Дорохин, В. В. Головко). Другие проводя анализ административной юрисдикции как деятельности в движении, деятельности по разрешению определенной категории дел (А. П. Шергин, С. В. Комлев, Т. П. Сасыков). Еще одна группа авторов (В. В. Денисенко, А. А. Михайлов) уверены, что административная юрисдикция «это подведомственность и компетенция по осуществлению и само осуществление … деятельности» по рассмотрению и разрешению соответствующих категории дел» [1].

Если рассматривать определение слова «процесс» в отдельности от административного права, то это порядок осуществления какой-либо деятельности, совокупность последовательных заранее определенных действий, главной целью которых является получение определенного результата. Когда мы говорим об «административном процессе», то он видим, что он «связан с реализацией властных полномочий субъектами исполнительной власти, установлением определенного порядка принятия решения конкретных дел, реализации положений материального права с помощью процессуальных положений, оформления промежуточных и окончательных результатов в официальных документах» [2]. Деятельность органов исполнительной власти и их полномочия регламентируются как положениями административного материального права, так и положениями административного процессуального права.

Так как производство по делам об административных правонарушениях проявляется как властная деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, а также судей, то естественно, что это составная часть административного процесса или один из видов административных производств. Следовательно, под «производством по делам об административных правонарушениях» следует понимать какой-то неповторимый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определённой группы дел [3]. Так еще в период становления науки административного права Салищева Н. Г. понятие «административная юрисдикция» связывала «с определённого рода или вида… деятельностью по разрешению индивидуальных дел» [4].

Если рассматривать понятие «административно-юрисдикционная деятельность», то дня начала необходимо определить значение понятия «юрисдикция». Для этого обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, в котором «юрисдикция» означает «правомочие производить суд, решать правовые вопросы. Обладать юрисдикцией» [5]. Таким образом, когда говорят об «административно-юрисдикционной деятельности», то подразумевают деятельность органов государственной власти, уполномоченных разрешать какие-либо дела. Так как полномочия исполнительной ветви власти реализуется в разных действиях, квалифицируемых как деятельность властных государственных органов, то необходимо изучить эту деятельность с процессуальной стороны.

С юридической точки зрения процесс — это воплощение положений материального права. Из этого следует, что административный процесс — это деятельность по воплощению материальных положений административного права. В таком понимании процесс — это применение указанных правовых положений в сфере государственного управления для получения различных юридических результатов, или другими словами, юридических последствий, определённых в диспозиции нормы или соответствующих правил необходимого поведения.

Данная функция органов исполнительной ветви власти осуществляется в определенном порядке последовательных действий, то есть соблюдается определенный процесс. Но процесс применения права не является только лишь обеспечением соблюдения соответствующих правил поведения — правил применения, закреплённых в диспозиции нормы, уполномоченные сотрудники органов исполнительной власти воплощают также и санкции материальных административных норм. Именно поэтому, понимание административного процесса осуществляется с двух сторон: с правоприменительной и тогда ученые-административисты говорят, что это широкий смысл понимания и с правоохранительной — это узкий смысл.

Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и в узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность, которая делится на процедурную и юрисдикционную.

Процедурная деятельность — это такие действия уполномоченных сотрудников исполнительных органов государственной власти по реализации установленных административно-правовыми положениями различных процедур, не связанных с юрисдикцией, то есть не связанных с разрешением каких-либо споров. Процедурная деятельность — это порядок воплощения тех прав и интересов граждан и юридических лиц, которыми они могут воспользоваться и которые им предоставлены в силу закона, в том числе какие-то регистрационные действия или получение каких-либо разрешений или лицензий, а также другие функции и полномочия органов исполнительной власти.

Юрисдикционная же деятельность заключается в осуществлении исполнительными органами и их действующими сотрудниками функций правовой защиты в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Фактически при любом понимании административно-процессуальной деятельности действия, совершаемые сотрудниками исполнительных органов, издаваемые ими акты имеют значение только для одного конкретного лица или субъекта. С помощью таких ненормативных актов административно-правовые положения применяются к конкретным случаям, к конкретным лицам. Тем самым в сфере государственного управления решаются различные дела конкретных индивидуумов. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции нормы материального прав, и тогда это процедурная деятельность, либо санкции соответствующей нормы материального административного права, и в таком случае это юрисдикционная деятельность.

Следовательно, первоосновой административно-процессуальной деятельности являются индивидуальные дела. Требования правовых норм практически воплощаются в действиях тех или иных органов, точнее их уполномоченных сотрудников, по фактам определенного характера Разрешение этих дел и составляет основу административного процесса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Административно юрисдикционное дело
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here