Административная ответственность в области таможенного дела

Важный материал по теме: "Административная ответственность в области таможенного дела" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (ст.ст. 16.1 — 16.24)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ глава 16 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)

>
Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:

Административная ответственность в таможенном деле

Правовые основы ответственности за нарушение норм в области таможенного дела. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела. Перечень должностей в государственном таможенном органе.

Рубрика Таможенная система
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.06.2014
Размер файла 30,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Понятие и основание административной ответственности в области таможенного дела

1.1

Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела

В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на лицо, нарушившее установленные правила и нормы, выражающаяся в обязанности лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

Отличительный признак юридической ответственности — государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений: уголовная ответственность; административная ответственность; дисциплинарная ответственность; гражданско-правовая ответственность.

Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения.

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Единственным актом законодательства об административных правонарушениях в таможенной сфере является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В данном нормативном правовом акте содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне.

Систематизация административного и административно процессуального законодательства является важным шагом на пути развития российского законотворчества.

1.2

Понятие административного правонарушения в области таможенного дела

В статье 10 Кодекса об административных правонарушениях сформулировано официальное определение административного правонарушения: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Из статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе нет), во-вторых, оно противоправно, в- третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.

Составов преступлений в сфере таможенного дела (их принято называть таможенными преступлениями) всего пять: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Под административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил) понимаются именно проступки 8 .

В Таможенном кодексе РФ под нарушение таможенных правил понималось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим Кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность».

Читайте так же:  Налоговые вычеты какие

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях введен институт вины юридического лица.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Таким образом, разработчиками КоАП России создана совершенно новая концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний.

Источник:

Особенности административных правонарушений в таможенном праве

Административные правонарушения в таможенном регулировании могут посягать на интересы государств, которые являются членами Таможенного союза, в экономической сфере, иметь отношения к безопасности населения, экологического благополучия и морально-нравственных устоев общества.

Интеграционный процесс вступления стран в Таможенный союз не затронул правоохранительную деятельность таможенной службы Российской Федерации. В соответствии с 7 статьей Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы государств, которые являются членами Таможенного союза имеют право на привлечение лиц к административной ответственности на основании национального законодательства государств. Все виды административного правонарушения, включая порядок и принципы того, как лица привлекаются к административной ответственности определяется на основании законодательства государств, являющихся членами Таможенного союза с особенностями, которые установлены в международных договорах.

Нормативная основа административной ответственности в таможенном деле на таможенной территории Российской Федерации определяется Кодексом об административной ответственности, в котором указаны:

  1. состав административного проступка в таможенном деле;
  2. система административного наказания и принцип ее применения;
  3. перечень субъектов, у которых имеются полномочия для привлечения виновных лиц к понесению административной ответственности;
  4. процедура того, как привлекаются к понесению административной ответственности лица и какова ее процессуальная форма.

На основании общего понятия административных правонарушений, которое содержится в 2 части 2.1 статьи Кодекса об административных правонарушениях, административному правонарушению в таможенном деле может быть дано следующее определение.

Объект и предмет таможенного проступка

Объектом таможенного проступка являются урегулированные на основании норм таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физического или юридического лица причиняется вред или создается угроза причинения вреда. В зависимости от того, какую степень конкретизации имеют объекты административного таможенного правонарушения, их разделяют на родовые (общие) и непосредственные.

Рисунок 1. Состав таможенного проступка

Родовым объектом административного таможенного правонарушения являются урегулированные на основании норм таможенного права РФ и Таможенного союза общественные отношения.

Непосредственным объектом административного таможенного правонарушения являются определенные общественные отношения, которые возникают на стадии проведения таможенных операций: декларирование товара, взимание и уплата таможенного платежа, помещение товара на склады для временного хранения, проведение процедур таможенного контроля и другие.

Также существует предмет таможенного проступка, отличающийся от объекта. Он представляет из себя признак объекта и материальную вещь, с помощью воздействия на которую может быть совершено правонарушение (товары, которые перемещаются без предоставления информации об этом таможенной службе, товары, которые утрачиваются в результате воздействия непреодолимой силы, недостоверное декларирование товаров, валюты и иные денежные средства).

Объективной стороной таможенного проступка является внешнее выражение правонарушения, включающее само деяние и признаки, которые описываются в диспозиции правоохранительных норм 16 главы Кодекса об административных правонарушениях. К подобных признакам относятся:

Объективную сторону таможенного проступка можно выразить в нескольких формах:

  1. действие, которое нарушает прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение или замена средств идентификации) (статья 16.11 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. бездействие, которое нарушает установки правового предписания (отказ от предоставления отчетности в таможенные органы) (статья 16.15 Кодекса об административных правонарушениях).

На основании конструктивных особенностей объективной стороны таможенные правонарушения можно охарактеризовать как формальные, которые не обязательно наносят материальный вред, причиненный совершение правонарушения.

Административные правонарушения в области таможенного дела

Административное правонарушение в таможенном деле (нарушение таможенных правил) является противоправным виновным действием (бездействием) физических или юридических лиц, которое посягает на установленные в таможенном законодательстве Таможенного союза и России правила таможенного регулирования, за которые Кодексом об административных правонарушениях установлено понесение административной ответственности.

Беря во внимание все интеграционные особенности таможенного регулирования (статья номер 1 Таможенного кодекса Таможенного союза и статья номер 2 Закона о таможенном регулировании) в современном сине, противоправные действия в таможенном деле могут посягать на общественные отношения в таких сферах:

  1. порядок того, как перемещаются товары и средства международных перевозок, которые находятся в зоне таможенного контроля через таможенную границу Таможенного союза и по единой таможенной территории;
  2. порядок таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международных перевозок по заявленной таможенной процедуре;
  3. применение мер таможенного контроля;
  4. установления и взимание таможенных платежей;
  5. предоставление участникам внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и то, как они могут их использовать;
  6. реализация властных отношений таможенных органов и лиц, которые пользуются, владеют и распоряжаются товарами и транспортными средствами (нормальная работа таможенных органов).
Читайте так же:  Рефинансирование ипотеки получение налогового вычета стал поручителем

В Таможенном союзе квалификации по составам главы 12 Кодекса об административных правонарушениях подлежат правонарушения, которые выявлены в Российской Федерации, а также правонарушения, которые выявили на единой таможенной территории за пределами Российской Федерации, если они связаны с тем, что товары не были доставлены (или документация к ним), которая была выпущена таможенным органом Российской Федерации на основании процедуры транзита.

Нормы, указанные в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, – юридическое основание административной ответственности в таможенном деле. Фактическое основание для того, чтобы наступила административная ответственное – это событие нарушения таможенных правил, которое было реально совершено, обладающее перечнем объективных и субъективных признаков (состав таможенного проступка)(рисунок 1):

  1. объект таможенного проступка;
  2. объективная сторона таможенного проступка;
  3. субъект таможенного проступка;
  4. субъективная сторона таможенного проступка.

Субъект таможенного проступка

Субъектом таможенного проступка является лицо, которое совершило правонарушение, описанное в статьях главы 16 Кодекса об административных правонарушениях.

Субъект нарушения таможенных правил может являться:

  1. индивидуальным субъектом – физическое лицо;
  2. коллективным субъектом – юридическое лицо.

Признаки, которые присущи индивидуальным субъектам делятся на 2 группы:

  1. общие, которые присутствуют у любых лиц, привлекаемых к понесению административной ответственности, достигшие возраста 16 лет (статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях) и вменяемые (статья 2.8 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. специальные, которые связаны с особенностями деятельности лиц (должностных и ИП без образования юр. лица) либо с особенностями правового статуса лиц (военные, призванные на военные сборы; лица, которые имеют специальные звания; несовершеннолетние; граждане, иностранцы, лица без гражданства). Если в норме не содержатся специальные признаки субъекта, к ответственности в соответствии с ее положениями можно привлечь любых субъектов, которые обладают общими признаками.

Основная особенность 16 главы Кодекса об административных правонарушениях заключается в том, что в соответствии с ее нормами лица, которые осуществляют индивидуальную деятельность без образования юр. лица (ИПБЮЛ), могут быть привлечены к нанесению юридической ответственности в качестве юридических лиц, несмотря на то, что в соответствии с общим правилом административного законодательства за соверения других проступков их привлекают к понесению административной ответственности в качестве должностных лиц (статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях).

В таможенном деле законодательством ужесточается ответсвенность ИПБЮЛ, при учете потенциально высокой общественной опасности правонарушений в таможенной сфере, которые могут быть совершены ими в ходе осуществления хозяйственной внешнеэкономической деятельности.

Коллективные субъекты таможенных правоотношений можно разделить на несколько групп в соответствии с пределами деликтоспособности:

  1. общие – юр. лица, которым присуща общая деликтоспособность за счет того, что они созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом;
  2. специальные – круг юр. лиц, которые указаны в правоохранительных нормах. К примеру, статьей 16.23 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается ответственность юр. лиц, которые занимаются коммерческой деятельностью в таможенном деле: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения,владельцы таможенных складов, уполномоченные экономические операторы и другие.

Большая часть статей 16 главы Кодекса об административных правонарушениях по субъектному составу являются универсальными, другими словами они могут охватывать широкий круг возможных субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Существуют определенные составы, которые могут закреплять как правонарушителя только физическое лицо, к примеру статья 16.4 Кодекса об административных правонарушениях. Определенные статьи наоборот, не рассматривают физические лица как субъекты правонарушений (пункты 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса об административных правонарушениях).

Субъективной стороной таможенных проступков является определенное количество признаков, которые характеризуют психическое отношение лиц к совершенным ими проступками и его последствиям для других физических лиц.

Важнейших элемент субъективной стороны правонарушения – это вина.

Вина является принципиальным фактором для того, чтобы отнести событие к правонарушению. В статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, закрепляющей презумпцию невиновности, указывается, что лица могут подлежать понесению административной ответственности исключительно за те административные правонарушения, по отношению к которым устанавливается вина. Административным законодательством устанавливаются такие формы вины для физ. лиц (статья 2.2 Кодекса об административных правонарушениях):

  1. умысел – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, осознавался противоправный характер деяния, предвиделись последствия и ожидалось наступление данных последствий;
  2. неосторожность – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, предвиделась возможность того, что наступят вредные последствия действий (бездейтсвия), но при отсутствии оснований рассчитывало на то, что они будут предотвращены, либо им были не предвидены подобные последствия.

Для юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях констатирует особую форму вины (пункт 2 статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях).

Юридическое лицо может быть признано виновным в том, что им было совершено административное правонарушение в случае установления наличия возможности для того, чтобы соблюдать правила и нормы, в случае нарушения которых предусматривается понесение административной ответственности, но данное лицо не приняло все возможные меры их соблюдения, которые зависели от него.

Общий признак всех видов правонарушений в таможенном деле – это посягательство на общественные отношения, которые регулируются на основании норм таможенного права Таможенного союза и РФ. По перечню свойств правонарушения, которые описываются в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, можно разделить на группы (классифицировать). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений обладает познавательным смыслом, так как с помощью нее можно оценить противоправные явления глубже. Некоторые результаты классификации представлены далее.

Читайте так же:  Арест и административный арест разница

Рисунок 2. Классификация правонарушений

В научной литературе были предприняты другие попытки классифицировать таможенные нарушения, которые содержатся в 16 главе КоАП, но они носили искусственный характер. Дополнительный интерес представляет контрабандообразующая группа правонарушений, к которой относятся правонарушения, указанные в статьях 16.1, 16.2 и 16.4, а также то, что правонарушения делятся на длящиеся и недлящиеся. Последний факт имеет практическое значение для того, как исчисляются сроки давности правоприменительной деятельности в области привлечения лиц к понесению административной ответственности.

Разграничение таможенных проступков и преступлений (статьи 189, 190, 193, 194, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса) должны решаться комплексно. Основным принципиальным отличием преступлений от проступков является степень общественной опасности, преступление имеет более высокую ступень, чем проступок. Критерии того, как они разграничиваются находятся либо в правоохранительных нормах, либо являются вытекающими из теории права. К примеру, в статье 229.1 Уголовного кодекса содержатся указания на особые предметы правонарушений: наркотическое вещество, психотропное вещество и их аналоги, по отношению к некоторым из них устанавливаются особые правила перемещения через таможенные границы Таможенного союза либо государственные границы Российской Федерации с государствами, которые являются членами Таможенного союза. Отличия таможенных проступков от преступлений заключается в вине как умысле или прямом умысле, которая является своейдственной для отдельных видов престулпений. Отличительная особенность также заключается в субъектном составе правонарушения: в отличие от административных правонарушений в области таможенного дела, субъект уголовного преступления является исключительно индивидуальным субъектом – физическим или должностным лицом.

Источник:

Административная ответственность в области таможенного дела

Дата публикации: 18.05.2016 2016-05-18

Статья просмотрена: 6582 раза

Библиографическое описание:

Скипина О. А. Административная ответственность в области таможенного дела // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1045-1048. — URL https://moluch.ru/archive/114/30012/ (дата обращения: 17.02.2020).

Основным направлением деятельности таможенных органов является борьба с правонарушениями и преступлениями в области таможенного дела. Правоохранительная деятельность требует подготовки квалифицированных, кадров, которые должны выявлять, предупреждать и пресекать правонарушения, совершаемые в процессе внешнеторговой деятельности, наносящей существенный вред экономической безопасности России. Согласно ст.18 Закона о таможенном регулировании одним из критериев оценки качества работы таможенных органов Российской Федерации является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела.

Таможенная статистика административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, имеет тенденцию к возрастанию и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами. Учитывая существующие условия практической деятельности должностных лиц таможенных органов, в рамках создания Таможенного союза, принимая во внимание, периодически меняющееся законодательство в таможенной сфере и неоднозначную судебную практику по различным судебным вопросам, в том числе связанных с производством по делам об административных правонарушениях, очень важно понимать и уметь на практике выявлять и классифицировать административные правонарушения в области таможенного дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основным Федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических и юридических лиц является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Кодекс об административных правонарушениях создает условия для более эффективного противодействия административным правонарушениям.

Для начала нужно разобраться что такое административная ответственность в общем и административная ответственность в таможенной сфере в частности.

Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. [1]

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. [2]

Административная ответственность — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.) [3]

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, заключающейся в праве компетентного государственного органа в установленном законом порядке применить к лицу, совершившему административное правонарушение, соответствующее наказание и возложить на правонарушителя юридическую обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, составляющие сущность наложенного на него наказания. [4]

Исходя из приведенных определений понятия административной ответственности наиболее полным и точным является определение Хомякова и др. Однако в литературе дано определение административной ответственности в области таможенного дела, которое подходит нам в большей степени.

Административная ответственность в области таможенного дела — предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций). [5]

Одним из основных признаков, отличающих административную ответственность от других видов юридической ответственности, является административное правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. [6]

Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но и имеет отличительные признаки:

1) является формой административного принуждения как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;

2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются противоправные действия, посягающие на порядок таможенного регулирования;

Читайте так же:  Земля в аренде какой налог платить

3) является элементом реализации государственной власти. Применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;

4) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб зарубежных государств;

5) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;

7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;

9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимопомощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза. [5]

Основными целями применения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил являются:

‒ Превентивная (воспитательная) — направлена на предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;

‒ карательная — связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствий морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;

‒ правовосстановительная (компенсационная) — направлена на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений.

‒ охранительная — направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства и достижение целей таможенной политики. [5]

Целью применения мер административной ответственности не может являться унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1 КоАП).

Правовая теория конструирует понятие структуры административной ответственности, состоящих из следующих элементов:

‒ основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);

‒ правовые условия привлечения к административной ответственности и исключающие ее;

‒ субъекты административной ответственности;

‒ административные наказания (санкции).

Юридическим основанием административной ответственности является наличие ее нормативного закрепления за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием юридической ответственности является событие совершения конкретного правонарушения лицом. Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления уполномоченным должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны, и отсутствие любого из них исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности. [5]

Законодательство об административной ответственности и административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ основывается на Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.

Таким образом административная ответственность в области таможенного дела — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Административная ответственность обладает рядом признаков, отличающих ее от других видов ответственности. Основная особенность состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, т. е. нарушение законодательства об административном правонарушении. А мерами являются административные взыскания, посредством которых осуществляется защита личности, общества и государства от административных правонарушений.

Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в таможенной среде.

Так, как в современном мире количество административных правонарушений только увеличивается, то и меры административной ответственности должны быть применены к новым обстоятельствам. В борьбе с таможенными правонарушениями таможенные органы различных государств должны взаимодействовать меду собой по всем уровням и направлениям. Процесс выявления административных правонарушений, а также возбуждения и расследования таможенными органами нарушения таможенных правил очень сложный, в силу своей специфики. Поэтому, как на теоретическом уроне, так и в правоприменительной практике таможенных органов нередко возникают проблемные вопросы. Снятие этих противоречий зависти от преодоления пробелов в правовом регулировании возбуждения дела об административном правонарушении.

  1. Борисов А. Б. Большой юридический словарь М.: Книжный мир, 2010. — 848 с.

2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Вторая часть Учебник — М.: Зерцало-М, 2011. — 312 с.

3. Административное право. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 816с.

4. Хомяков Л. Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие/Хомяков Л.Л, Карпеченков М.Ю, Сидоров Е. И. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 132 с.

5. Зубач А. В. Таможенное право: учебник для бакалавров/Зубач А. В. и д. р.; под общ.ред. А. В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 479с.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Москва.: Проспект, КноРус, 2015.- 544с.

7. Зубач А. В., Колесов В. А., Козловский А. Ю. Правовые и организационные основы производства по делам об административном правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. Учеб. пособие М.: — 2011.

Источник:

К вопросу об административной ответственности за правонарушения в таможенной сфере

Дата публикации: 18.11.2017 2017-11-18

Читайте так же:  Департамент экономической политики торговый сбор

Статья просмотрена: 924 раза

Библиографическое описание:

Сергиенко А. А. К вопросу об административной ответственности за правонарушения в таможенной сфере // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 246-249. — URL https://moluch.ru/archive/180/46494/ (дата обращения: 17.02.2020).

В судебной практике об административной ответственности особо актуально недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, по которому предусмотрена административная ответственность по статье 16.2 КоАП РФ. Необходимо предпринять попытки обжаловать постановление о привлечении к ответственности. Суды зачастую соглашаясь с доводами защиты признают нарушения малозначительными, либо принимают решение об отсутствии вины.

Постановление о привлечении организации или предпринимателя к ответственности можно обжаловать в арбитражный суд по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Постановление о привлечении к ответственности должностного лица можно обжаловать в суд общей юрисдикции в порядке, установленном в главе 30 КоАП РФ. Одно из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, — виновность лица в его совершении [4]. Лицо признают виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но оно не приняло меры по их соблюдению.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за заявление недостоверных сведений при таможенном декларировании товаров, поскольку посчитал, что таможня не доказала факта правонарушения. ЗАО «С». (далее — Общество) представило таможне декларацию, в которой заявило стоимость товара в размере 24 360 евро (982 926 руб.). В ходе проверки таможня установила, что в пакете документов, сопровождающих товар, был инвойс, по которому стоимость товара составляла большую сумму — 31 652 евро 34 евроцента (1 602 369 руб. 95 коп.). В связи с этим таможня вынесла в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ (далее — Постановление). Штраф составил 122 406 руб. 29 коп. Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку посчитал, что таможня не доказала факт нарушения. Он исходил из того, что спорный инвойс выставила компания «Э»., с которой Общество не состояло в договорных отношениях. Он не содержал ссылки на контракт, заключенный Обществом, и иные условия поставки.

Цена, подлежащая уплате за товар по контракту, была определена в другом инвойсе. Кроме того, паспорт сделки Общество открыло к контракту, заключенному с компанией «E»., поэтому Общество не могло оплатить инвойс компании «Э». (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 октября 2013 г. по делу № А82–485/2013). Если суд установит, что событие правонарушения объективно отсутствовало, вне зависимости от доказательств, представленных административным органом, то он не привлечет лицо к ответственности (либо признает постановление незаконным и отменит его). Например, если лицо, привлеченное к ответственности, представило декларацию о соответствии, которая не содержала недостоверных сведений. Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за представление таможне декларации с недостоверными сведениями, поскольку установил отсутствие события правонарушения. Таможня установила, что ООО «С». (далее — Общество) представило декларацию о соответствии, содержавшую недостоверные сведения о протоколе испытаний, который к декларируемой партии товара (орехи) не относился.


Особенно важен этот вопрос в свете прошедшей судебной реформы, упразднившей Высший арбитражный суд РФ. Весьма вероятно, что арбитражные суды постепенно перейдут к применению в своей практике указанной позиции судов общей юрисдикции. В настоящее время такое применение (при оспаривании постановлений и заявлений о привлечении к ответственности) спорно, поскольку постановление № 10 не отменено.

  1. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2014 г. № 15АП-3044/2014 по делу № А32–14696/2013.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) ст. 23.1 ч. 3 абз. 6 ч. 2.
  3. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. п. 3 подп. «в»
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) ст. 26.1
  5. Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» п. 18
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

Источник:

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (ст.ст. 16.1 — 16.24)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ глава 16 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)

>
Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Административная ответственность в области таможенного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here